ТОБОЛ: перекресток пяти направлений и тысячи судеб...

Беспрерывным потоком вот уже 75 лет через станцию Тобол идут пассажирские поезда и грузовые составы. Жизнь на железной дороге не останавливалась ни на минуту. На каждом ее участке днем и ночью кипела и продолжает кипеть работа, с которой связали свои судьбы тысячи тобольчан.


 




С ЗАДАЧЕЙ СПРАВИЛИСЬ!

Необходимость строительства на болотистой местности железнодорожной станции возникла в конце 30-ых годов прошлого столетия в связи с созданием в стране таких промышленных гигантов, как Карагандинский угольный бассейн, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный комбинат и других. Но не только металлургические комбинаты и угольные разрезы послужили причиной выбора месторасположения новой железнодорожной станции. Дело в том, что своим географическим положением Тобол обязан тому, что поезда в то время шли на паровозной тяге, и многие могли пройти расстояние лишь 120-140 км без набора угля и воды. Поэтому станция и стала располагаться на расстоянии 142 км от г. Карталы и пос. Кушмурун, где имелись ж/д станции.

27 февраля 1939 года Народным комиссариатом путей сообщения подписан приказ "О строительстве железнодорожной линии Акмолинск-Карталы". Строителям надо было в кратчайший срок в степи, в условия бездорожья и сурового климата, по существу на голом месте, создать материально-техническую базу, открыть каменные и балластные карьеры, отсыпать около 14 миллионов кубометров грунта и уложить 806 километров главного пути. Правительство поставило жесткую задачу уже к концу 1939 год открыть рабочее движение поездов на участке Акмолинск-Карталы.

Летом 1939 года пришли первые поселенцы, вбили первый колышек, вырыли первый колодец. На повозках, запряженных лошадьми, люди возили землю для железнодорожной насыпи. Ветер хлестал в лицо, застревали колеса в вязкой глине, не всегда слушались от усталости лошади. Но наперекор всему, люди работали, понимая, что от их работы зависит строительство железной дороги. Здесь они проявили небывалый героизм и мужество, высокий патриотизм и самоотверженность, справившись с поставленной задачей, параллельно возводя населенный пункт.


ТОБОЛ НАБИРАЕТ МОЩЬ

Строительство поселка было связано с большими трудностями в связи с заболоченностью местности и отсутствием пресной воды. Но люди думали о будущем и забывали о временных неудобствах. Первым зданием, которое появилось в Тоболе, стала железнодорожная школа (ныне Тобольский колледж). Учебное заведение приняло первых учеников 1 сентября 1941 года и в военные годы работало в режиме школы, интерната и детского сада. А железнодорожники в то время встречали и провожали поезда с солдатами, военной техникой, углем, продовольствием. Все годы войны Тобол оставался тружеником фронта. А после Дня Победы поселок включился в мирный, созидательный труд.


Первая бригада работников ж/д коммунистического труда


Послевоенный Тобол - это разбросанные на большой территории землянки, отсутствие дорог, зеленных насаждений, озабоченный трудностями народ. Но маяком для них оставалась двухэтажная школа, высокая водонапорная башня, железнодорожный вокзал с большим наплывом людей.

В 50-е годы в Тоболе не было крупных промышленных предприятий, кроме железной дороги с ее службами и пунктами хранения государственного запаса зерна. А малые предприятия не могли решать проблемы экономического и социального развития поселка. Когда тобольчане в 1954 году встречали железнодорожные составы с первоцелинниками, они и представить себе не могли, что целинная эпопея всколыхнет всю жизнь Тобола.

Существующим и вновь организованным совхозам нужны были строительные материалы, сельскохозяйственная техника, удобрения, продукты питания, товары народного потребления. Эти задачи могли решить спецорганизации, и расположены они должны быть рядом с железной дорогой. Так в Тоболе появились крупные предприятия: элеватор, оптовая база, Сельхозхимия, Сельхозтехника, хлебозавод и др. Строительством во вновь организованных совхозах занималась организация Тоболстрой, которая располагалась в поселке. Для решения транспортной проблемы при перевозке грузов были организованы в Тоболе три автотранспортных предприятия. Для обеспечения транспортного сообщения между населенными пунктами района в поселке был построен автопарк и автостанция. К этому времени железная дорога не могла справиться с тем потоком грузов, которые хлынули на Целину. Поэтому понадобилось строительство вторых путей от Акмолинска до Карталов. Для выполнения этих работ в Тобол прибыл специализированный строительно-монтажный поезд №153 (СМП-153). Кроме работ по строительству пути, "поезд" возводил в поселке жилье и учреждения культурно-бытового назначения. Так в Тоболе появился, "городок СМП", десятки 2-х и 3-х этажных домов, начальная и восьмилетняя школы, три детских дошкольных учреждения и ряд производственных объектов.

Новый этап в развитии поселка связан с открытием в Костанайской области крупных месторождений полезных ископаемых, строительством на их основе комбинатов и необходимости вывоза их продукции железнодорожным транспортом. Для этого потребовалось строительство железной дороги от ст. Тобол до г.Рудного с выходом на г. Костанай. Строительство Лисаковского ГОКа и вывоза железных руд на металлургический комбинат в г.Темиртау обусловило строительство железнодорожной ветки от Тобола до ст.Майлина. А открытие месторождения асбеста в г.Джетыгаре стало причиной строительства железной дороги Тобол-Джетыгара. По титулам строительства новых дорог выделялись средства для строительства жилья, образования, медицины, общественного питания и торговли. Так в Тоболе появился новый микрорайон пятиэтажных домов, больница, 2 торговых центра и детский сад. Ускоренное развитие социальной сферы потребовало улучшения объектов теплоснабжения, водоснабжения и канализации поселка. В Тоболе были построены две крупные котельные, проложена вторая линия водоснабжения от Притобольска до Тобола. Наряду со строительством новых дорог шло техническое перевооружение железнодорожной станции. Электрификация, автоматизация перевозочного процесса с помощью средств СЦБ, ЭВМ, а в дальнейшем и компьютерной техники.

К концу 90-х годов Тобол превратился в крупный железнодорожный узел. Тобол стал крупнейшим населенным пунктом района, имеющий статус поселка городского типа. Здесь работали 5 школ, 6 детских дошкольных учреждений, 2 больницы со стационаром и неотложкой, 3 учреждения культуры и 3 библиотеки (детская, городская и техническая).


С КОЛЕН НА НОГИ

Приятно было наблюдать, как из года в год изменялся облик Тобола, улучшалось благосостояние населения. Но вот произошел развал Советского Союза. Многое из того, что создавалось десятилетиями, осталось за бортом в период преобразований. Когда-то крупные совхозы нашего района стали мелкими ТОО (в лучшем случае), ненужными оказались те организации, которые обслуживали совхозы и были расположены в п. Тобол. За несколько лет в Тоболе были закрыты такие предприятия, как Сельхозтехника, Сельхозхимия, оптовая база, КСМК, автобазы, автобусный парк, хлебозавод, пивзавод. Закрытие этих предприятий привело к бесхозности ведомственного жилья. Под угрозой оказались жизненно-важные центры п. Тобол - это система теплоснабжения коммунальных домов, их водоснабжения и канализация. Эти службы находились в ведении Управления Целинной железной дороги. В то время она передавала все учреждения соцкультбыта на местный баланс. Скудность районного бюджета не позволяла принять дорогостоящие объекты. Усилиями акимата п. Тобол, в частности Анатолия Плахотина, процесс передачи коммунальной службы был отложен почти на два года, что позволило сохранить ее и принять меры по дальнейшей эксплуатации.


Рабочие ж/д ст. Тобол, 1949 г.


Большую тревогу у тобольчан вызывал спад в работе железнодорожного узла из-за резкого снижения грузопотока, который сократился более чем в 10 раз. Причиной тому стало уменьшение выработки продукции на Соколовско-Сарбайском и Лисаковском ГОК-ах, бокситовых рудниках района.

В это же время проводилась оптимизация объектов народного образования, медицины и культуры. В результате оптимизации в Тоболе были закрыты три школы из пяти, пять детских дошкольных учреждений из шести. Из двух больниц одна была закрыта, а в оставшейся был закрыт стационар и служба скорой помощи. Прекратили работу все учреждения культуры (клуб железнодорожников, Дом культуры автомобилистов, кинотеатр "Целинник"). На глазах тобольчан разрушалось здание железнодорожной школы, которое было символом истории и науки Тобола. Массовое закрытие предприятий в п.Тобол привело к безработице. Люди, потерявшие работу, искали средства для существования своих семей. Они разбирали брошенные здания, правдами и неправдами добывали лом цветных и черных металлов, единицы получали работу у частных предпринимателей.

Так безрадостно завершался для тобольчан ХХ век...

Оптимизм у жителей Тобола появился в первые годы XXI века, когда стало ясно, что долгосрочная государственная программа независимого Казахстана, нацеленная на развитие экономики, образования, здравоохранения, благосостояния народа, имеет под собой прочную основу.

Возрождение Тобола началось с образования коммунальной службы усилиями местного, районного и областного акимата. В Тоболе появилось солидное предприятие ГКП "Тобол".

В 2004 году отремонтирована средняя школа № 116. В это же время Тобольская СШ подключена к центральной отопительной системе. Восстановлено бывшее задание школы №116, в котором разместилась профессиональная школа.

К счастью, в сложные переходный период не все дошкольные учреждения в Тоболе были закрыты. Сохранилось и здание, и педагогический коллектив "Аленушки", который работает по сей день, в нем большая заслуга АО "Тобольский элеватор", на балансе которого он состоял. В Тоболе улучшилась система медицинского обслуживания населения, заработала скорая помощь. Проведена работа по восстановлению учреждений культуры и созданию центров досуга. А местные предприниматели расширили розничную сеть, отвечая потребностям тобольчан. Но при всем при этом ритм жизни в Тоболе всегда задавал железнодорожный узел, от интенсивности работы которого зависела жизнь людей, его населяющих. Восстановился грузопоток через Тобольский ж/д узел, так как на полную мощность заработало ССГПО, а его продукция пошла через Тобол не только в Россию, но и в Китай. Днем и ночью через ст.Тобол пошли грузы с казахстанским зерном и мукой, углем Караганды и Экибастуза, сельхозтехникой и другими народнохозяйственными грузами. Станция заработала в напряженном трудовом ритме, увеличивалась зарплата работников ж/д транспорта. Это положительно сказалось на настроении тобольчан.

Новым толчком в развитии ж/д узла Тобол явилось строительство железной дороги Алтынсарино - Хромтау с выходом на Актюбинск. Теперь грузы в Россию идут через Тобол не только в Карталинском направлении, но и в направлении Актюбинска. Через Тобол следует пассажирский поезд Астана-Актюбинск. Все это повысило статус ж/д узла и увеличило грузопоток станции. Станция Тобол была стыковой с Южно-Уральской железной дорогой, теперь она стала Воротами из Казахстана в Россию и пограничной станцией.

 

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ...

В настоящее время поселок развивается, ежегодно улучшая свое социально-экономическое положение. Глядя уверенно вперед, тобольчане строят светлое будущее, и очень хочется надеяться, что в истории Тобола больше никогда не будет "черных полос".


Комментарии  

 
+1 # НикитаПрокоп 25.04.2015 20:48
А как можно узнать о моих бабушке и дедушке-они где-то в 1950-60хх годах жили и работали на станции Тобол,там родилась моя мама. Кто может помочь мне найти какую-нибудь информацию о них?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Авторизация

Ваши комментарии

  • Александр К
    Достижения прикладной науки - это конечно хорошо, но самым главным, - фундаментальной наукой, никто не ...

    Подробнее...

     
  • Александр Шефер
    Остается надеяться на осуществление этого нужного проекта. История Тарановского района, на мой взгляд ...

    Подробнее...

     
  • Земляк
    В нашем селе каждый перекресток аварийно опасен. Дорожные знаки устанавливаются абы как. Кто принимает ...

    Подробнее...

     
  • Елена2607
    Это моя Любимая бабушка Рая! Самая добрая, самая терпеливая и с такой вот не простой судьбой. Моя ...

    Подробнее...

     
  • Матвей
    Асель, очень хорошая девушка... :-| лично ее знаю

    Подробнее...

     
  • Екатерина Петрова
    на периферии мы будем ждать уже не новую освободившуюся технику, естественно, в технически исправном ...

    Подробнее...

Обменник

курс валют

Яндекс.Метрика