К 100-летию МАСТЕРА

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/2014/40/100-let-masteru.jpg'
There was a problem loading image 'images/2014/40/100-let-masteru.jpg'

100-let-masteru.jpgВ нынешнем году отмечается столетие Шакена Айманова. В историю Казахстана он вошел как популярный актер, режиссер театра и кино, один из основоположников кинематографа нашей страны.Невозможно обойти эту тему стороной, для нас, работников культуры, это было бы непоправимой ошибкой. Хочется, чтобы земляки мои вспомнили добрым словом имя человека, сделавшего столько добрых и теплых фильмов. Ведь, к сожалению, не все знают, что светлые комедии «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», любимый многими безбородый весельчак Алдар Косе, и мудрый старец Джамбул, все это создано, великолепно сыграно, воплощено на экране Шакеном Кенжетаевичем Аймановым. 


САМОРОДОК ИЗ ПРОВИНЦИИ

Провинциальный юноша из Семипалатинского педагогического техникума, он при первом же знакомстве с Габитом Мусреповым покорил своим артистизмом сердце этого интеллектуала и кудесника слова. Стараниями Мусрепова 19-летний самородок приехал в Алма-Ату и тотчас был принят в труппу Казахского театра драмы. С первых же шагов его харизматичность была неотразимой. Шел как бы непрерывный и стремительный набор высоты. Шакен был равно органичен в комедии и фарсе, будь то фольклорный Алдар Косе, гоголевский Хлестаков или шекспировский Петруччио. Он был на редкость убедителен и в высокой трагедии, будь то Козы, Кодар или Отелло. Его эпизодическая роль в одном из первых отечественных фильмов «Райхан» была заявкой на долгую жизнь в кинематографе.

 

 В ТАКТ ЗВУКАМ ДОМБРЫ

Домбру он любил и с ней не расставался. Он мог играть Сатина в пьесе «На дне», Тихона в «Грозе», Кассио или Отелло, ставить «Таланты и поклонники» Островского, «Калиновую рощу» Корнейчука, и все это как бы и не состыковывалось с домброй. Но, обдумывая каждую роль, каждый спектакль, он отечески оглаживал домбру, и ее доверительные звуки были тем камертоном, что помогал ему настроить ум и сердце на искомую волну, войти в предощущение полета и найти оптимальное решение. Собственно, так и случилось, когда шли пробы на главную роль в фильме «Джамбул». Режиссер-постановщик Ефим Дзиган делал ставку на портретное сходство. Там был мощный кастинг, нашли пять актеров, каждый – копия Джамбула. Но сам Дзиган отчего-то морщился, просматривая пробы. Там не было живого дыхания образа, там не было человека. Шакен был тут же. Он должен был играть байского холуя-стихоплета. Роль отрицательная, но она развязывала руки, тем-то и была интересна. Естественно, он был с домброй. Он смотрел на величаво вышагивающих претендентов а-ля Джамбул и недоумевал: при чем тут портретное сходство? Нужна суть Джамбула, нужны его душа, его сердце. Но Айманову было чуть за 30, слишком молод, а там ведь надо было сыграть еще и столетнего старца. Пробы отослали в Москву. Ответ стал полной неожиданностью. Шакен был утвержден на главную роль. И он сыграл ее наперекор и вопреки режиссеру. Сыграл, прислушиваясь к сердцебиению домбры.

  

АРТИСТ

В 1942 году Шакена забрали, как это было заведено, среди ночи. Ему инкриминировалось слишком тесное общение с Ауэзовым, в театре шла работа над спектаклем «Каракыпчак Кобланды», и автора пьесы опекали наши бдительные органы. Но в Айманове вдруг проснулся полузабытый провинциальный парень, каким он был когда-то. Простак, вертопрах, забулдыга. Он был так убедителен в этой роли, так умело заговаривал зубы, что бравые чекисты временами лишь переглядывались и крутили пальцем у виска... Шакен объявился дома в тот же день. Его жена Хадиша была в ужасе. Она знала, чем кончаются нежданные визиты ночных гостей. Думала, что осталась одна, без кормильца, с тремя детьми на руках. Куда податься? Кто придет на помощь? Но все обошлось.

  

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Звездным часом Шакена Айманова были шекспировские торжества в честь 400-летия великого драматурга в Англии. В королевском театре Айманов прочел монолог Отелло на казахском языке, и это вызвало бурю восторга у чопорных и сдержанных в проявлении чувств англичан. Айманов не был бы Аймановым, если бы не поставил своей целью поразить жителей туманного Альбиона нашей степной экзотикой. Он приготовил для них беспармак.– Всем мыть руки! – скомандовал он, перед тем как выставить блюдо на дастархан. И показал потрясенным англичанам, как надо есть беспармак, отложив в сторону вилки и ложки. Что удивительно, они восприняли это на ура.

 

 ОТКРЫТЫЙ ДЛЯ ДРУЖБЫ

Именем Шакена Айманова названа киностудия «Казахфильм», улица в Алматы, один из крупнейших кинофестивалей Центральной Азии. Благодаря кинофестивалю «Звезды Шакена», неувядающий образ этого художника и гражданина вновь и вновь оживает в воображении любителей искусства всех возрастов. С особенным теплом на фестивальных вечерах его вспоминают гости из России. Его очень любили в этой стране. В книге «Жан белек» Асанали Ашимов вспоминает: «Поездки Шакена в Москву – целое событие. Там его с радостью встречали Борис Андреев, Николай Крючков, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук. Вообще Шакен был общительный, добродушный, всегда открытый для дружбы. Можно долго рассказывать о его умении находить общий язык с окружающими, в том числе с сельскими стариками. Мог запросто, по-дружески беседовать с такими знаменитостями кино, как Жан Маре, Лоуренс Оливье.

С Ермеком Серкебаевым Айманова связывала многолетняя крепкая дружба. В 1957 году певец сыграл в музыкальной комедии «Наш милый доктор», постановщиком которой являлся Шакен. Он исполнил песню Александра Зацепина «Надо мной небо синее», сразу ставшую необыкновенно популярной в стране. В 1958 году оба артиста получили за этот фильм памятные дипломы на Международном кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте.

 

 СТРОПТИВЫЙ И СМЕЛЫЙ

Человеком Айманов был строптивым и смелым. Его включили в жюри Московского международного кинофестиваля. Он знал: непременное условие одно – советский фильм должен взять Гран-при. Удивительное дело: сейчас никто и не помнит, что это был за фильм, даже название его кануло в Лету. Но, поди ж ты, Феллини привез свою ленту «Восемь с половиной». И – «все смешалось в доме Облонских». В жюри Шакен сидел бок о бок с Бондарчуком, они как бы чувствовали плечо друг друга. Председательствующий Григорий Чухрай лишь руками развел: – Позиция ЦК ясна. Но нам надо спасать честь советского кинематографа. Если мы в присутствии Феллини дадим Гран-при нашему фильму, весь мир будет смеяться над нами.

С перевесом в один голос и вопреки воле партийных боссов Гран-при присудили итальянскому мэтру. И этот решающий голос был голосом Шакена. Так-то оно так, лишь одна закавыка. Когда он уезжал в Москву на кинофестиваль, подали наградные листы. Шакену «светил» орден Ленина. А когда он вернулся в Алма-Ату, оказалось, что его наградной лист изъят. Он лишь сокрушенно покачал головой. В конце концов, орден привинчивают не к сердцу, а к пиджаку или кителю. А на сердце ложатся другие регалии и дела.

 

 ВЕЛИКИЙ БЫЛ КАЗАХ

Шакен Айманов ушел из жизни в расцвете своего таланта трагически, случайно, нелепо: переходил улицу Горького в Москве, и его сбила машина. В Доме кино в банкетном зале его ждали многочисленные друзья, хотели поздравить с успешным окончанием фильма «Конец атамана»... Любимцу публики исполнилось всего 56 лет, он был в расцвете сил. Завершая съемки ленты «Конец атамана», он исподволь готовился к той главной работе, которую вынашивал долгие годы. Абай – вот кто полностью завладел всем его существом. Он, как всегда, заранее обдумывал все оргвопросы. Он знал, кто будет костюмером, гримером, художником по костюмам и т.д., и т.п. Не получилось...

Его провожала вся интеллектуальная Москва: в огромной толпе были звезды советского кино, писатели, среди которых латышский актер Донатас Банионис со слезами на глазах неустанно повторял: «Великий был казах!».

  

ПАМЯТИ МАСТЕРА

Казахский кинематограф немыслим без Шакена Кенжетаевича. Он стоял у истоков рождения национального театра и кино, был человеком-оркестром: превосходным артистом-импровизатором, чтецом, театральным режиссером, художественным руководителем Казахского театра драмы имени Ауэзова, киноактером и кинорежиссером, основоположником национального кинематографа.

Отдавая дань памяти Шакена Айманова, в эти дни наш районный Дом культуры в 17.30 ежедневно транслирует давно ставшие любимыми фильмы: «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Безбородый обманщик», «Джамбул», «Земля отцов», «Конец атамана», также документальные фильмы о жизни и творчестве МАСТЕРА «Великие тайны великих людей», «Имена – Шакен Айманов».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Авторизация

Ваши комментарии

  • Александр Шефер
    Остается надеяться на осуществление этого нужного проекта. История Тарановского района, на мой взгляд ...

    Подробнее...

     
  • Земляк
    В нашем селе каждый перекресток аварийно опасен. Дорожные знаки устанавливаются абы как. Кто принимает ...

    Подробнее...

     
  • Елена2607
    Это моя Любимая бабушка Рая! Самая добрая, самая терпеливая и с такой вот не простой судьбой. Моя ...

    Подробнее...

     
  • Матвей
    Асель, очень хорошая девушка... :-| лично ее знаю

    Подробнее...

     
  • Екатерина Петрова
    на периферии мы будем ждать уже не новую освободившуюся технику, естественно, в технически исправном ...

    Подробнее...

     
  • Katharina Wins
    Мы гордимся учителями Новильиновской средней школой.Наша школа всегда славилась хорошим ...

    Подробнее...

Обменник

курс валют

Яндекс.Метрика