Две реликвии – две истории

b_600_290_16777215_00_images_images_2023_17_2.jpg

Интересное явление – интернациональный брак. Он тесно сплетает национальные культуры обоих супругов и, тем самым, зарождает нечто уникальное, гораздо большее, чем просто совместные бытовые традиции.
Еще интереснее истории, которые переплетаются в таких семьях, и, конечно же, вещи предков становятся сродни реликвиям. О таких вещах, хранящихся в семье Зыбалевых, нам и хочется вам рассказать.
Глава семьи, Николай Васильевич, по национальности вепс, хоть и записан в документах русским, а хранительница очага Айман Астановна – казашка. А уж сколько еще в крови примесей, даже сами супруги точно не скажут… Да, наверное, это и не важно совсем. В семье ведь главное - лад, любовь и традиции. И у Зыбалевых всё это есть.
Православные совсем недавно отпраздновали Святую Пасху, что для Зыбалевых стало поводом в очередной раз достать старинный льняной рушник. Он принадлежал прапрабабушке Николая Васильевича и, судя по всему, был соткан еще в 19 веке. Точно никто сказать не может. Когда же берешь эту вещь в руки, кажется, что прикасаешься к истории. Тем более, что он совсем не похож на те рушники, которые мы привыкли видеть у русских, украинцев и белорусов. На нем необычные узоры, характерные именно для вепской народности.
Не удивительно, если вы слышите о вепсах впервые. Это малочисленный народ финно-угорской языковой группы, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей России. В апреле 2006 года народность была включена в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Рушник этот в семье неофициально признан реликвией. Хранится бережно, а его история передается из поколения в поколения. Но есть у Зыбалевых еще одна реликвия: жайнамаз бая Смайыла, прадеда Айман Астановны.
Имя Смайыл общеизвестно в нашем районе. Его носит село Смайловка. Прадед Айман Астановны владел землями, куда в начале 20 века массово переселяли немцев, и село было названо его именем в знак благодарности за приют переселенцев по просьбе губернатора.
Сначала жайнамаз перешел по наследству к его сыну, Галиеву Казбеку Смайловичу, а затем и к правнучке. Полумесяц и звезда, вышитые на этом молельном коврике, – результат работы ее детской руки.
В годы революции после конфликта с представителями советской власти деда Казбека посадили в Верхнеуральскую тюрьму по расстрельной статье. Единственная вещь, которую он взял с собой и которая напоминала ему о доме, о близких, согревала его душу, – этот самый жайнамаз. В тюрьме Казбек Смайлович все время молился. Именно вера, судя по всему, и помогла ему пережить этот страшный период жизни.
«Я не представляю, сколько было пережито... сколько этот коврик хранит в себе молитв, являясь немым свидетелем того, что пережил этот человек, мой дед», - говорит Айман Астановна.
По мне, так подобные реликвии должны быть в каждой семье, их историями нужно делиться, передавать их потомкам, что Зыбалевы и делают, считая это своим долгом. Рушник вобрал в себя энергетику предков по линии Николая Васильевича, народа вепсов, а жайнамаз – таит в себе энергетику предков Айман Астановны, казахов.
А у вас есть реликвии?


Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане