О проводимой работе по обращениям граждан

С июля 2021 года введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (далее-АППК).
АППК – это единый законодательный акт, содержащий в определенном систематизированном порядке нормы административного права, регламентирующий порядок обжалования гражданами действий должностных лиц в административных и судебных органах.
АППК позволяет гражданам активно участвовать в защите своих прав, в случаях нарушения их административными органами.
Теперь споры между гражданами и государственными органами рассматриваются в вышестоящих органах и в новых образованных судах, которые называются Специализированные межрайонные административные суды.
В АППК два больших раздела: административные процедуры и административное судопроизводство.
Рассмотрим подробней административные процедуры.
В рамках административной процедуры рассматриваются обращения граждан в государственные органы и к другим субъектам, у которых есть власть. Государство также может инициировать административную процедуру. В целях экономии сил и средств законодатель предусмотрел две формы процедуры: обычная и упрощенная.
Обычная процедура применяется при обращении лица за реализацией своих прав или защитой своих интересов: получение лицензии, изъятие земельного участка, проведение проверки и т.д.
Упрощенная процедура - распространяется на случаи рассмотрения сообщений, предложений, откликов и запросов.
Подача заявления возможна как в любой государственный орган, так и к любому субъекту, наделенному властными полномочиями, которые именуются административными органами.
Обращения могут быть поданы также на административный акт или на совершение административного действия.
К административным актам относится всё, что связано с проявлением властных полномочий (государственная регистрация, выдача разрешения, применение физической силы), а к административным действиям - патрулирование улиц, предоставление информации, санитарная обработка.
В качестве положительной стороны АППК необходимо отметить, что при рассмотрении обращений, административный орган обязан прилагать усилия по сбору и исследованию материалов, а не просто ограничиваться тем, что содержится в поступивших документах. При возникновении у административного органа сомнений в достоверности документов, он может инициировать их проверку.
Кроме того, административный орган, обязан предоставить возможность участнику административной процедуры выразить свою позицию перед предварительным решением по административному делу, о котором участник административной процедуры уведомляется заранее, но не позднее, чем за три рабочих дня до принятия административного акта.
Общий срок рассмотрения обращения 15 рабочих дней со дня поступления. Этот срок может быть продлен до двух месяцев.
Если участник административной процедуры не согласен с административным актом или административным действием, он может подать жалобу в вышестоящий орган или должностному лицу.
При этом, с указанного лица снимается обязанность устанавливать вышестоящий орган для подачи жалобы - жалоба подается в тот орган, который вынес административный акт или совершил административное действие, который в свою очередь перенаправляет ее в вышестоящую инстанцию.
АППК предоставляет возможность лицам подавать обращение в устной или письменной форме, посредством видеоконференцсвязи или видеообращения.
В рамках Концепции слышащего государства с 1 июля 2021 года во всех госорганах, органах местного самоуправления, юридических лицах со стопроцентным участием государства внедрена единая электронная система «Е-Өтініш» - сервис для усиления прав граждан в спорах с властью, основанный на АППК. Электронные обращения «Е-Өтініш» позволяют повысить эффективность работы госорганов и прозрачность рассмотрения обращений граждан.
К примеру, в текущем году в военную прокуратуру Костанайского гарнизона по электронной системе «Е-Өтініш» поступило 157 обращений, которые рассмотрены.
Подать обращение можно двумя способами.
Гражданин может обратиться в ЦОН, акимат или административный орган и оставить свое обращение. На базе ЦОНов внедрена работа центра «Нәтиже» (пункты приема обращений), задача которого не только в приеме обращений, но и в переработке решения вопроса гражданина на месте. Сотрудники государственных органов также обязаны принимать и регистрировать обращения в единой системе. Система «Е-Өтініш» также установлена в каждом сельском округе акимата. Для жителей сел акиматы - пункты доступа к системе.
Также заявитель может обратиться в административный орган посредством подачи обращения через портал E-gov, мобильное приложение suraqtar.kz.
В целом принятие АППК является неотъемлемой частью правового государства и способствует дальнейшему развитию отношений между государством и обществом.

Прокурор военной прокуратуры
Костанайского гарнизона
Рахимова А.С.


Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане