- Подробности
-
Категория: Последний номер
-
Создано 07.11.2024 14:22
-
Автор: Е. Салыкбаев, руководитель Департамента, Председатель Совета по этике
-
Просмотров: 236
Согласно Концепции развития государственной службы Республики Казахстан на 2024 - 2029 годы государственная служба постепенно переходит на новый этап развития, где основными принципами становятся сервисность и клиентоориентированность.
Это означает, что государственные органы должны не просто выполнять свои функции, но и сосредоточиться на удобстве, прозрачности и своевременности предоставления услуг.
Одним из важных направлений реформ в государственной службе является восстановление прав и законных интересов граждан. Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Костанайской области восстановил права более 200 граждан.
Большинство восстановленных прав было достигнуто благодаря удалённому мониторингу, где анализируются данные о выданных разрешениях и лицензиях.
В результате проверки было обнаружено порядка 150 случаев, когда отказы в предоставлении государственных услуг были необоснованными.
К примеру, 7 гражданам отказали в предоставлении права на земельный участок, поскольку заседание земельной комиссии не состоялось из-за отсутствия кворума, то есть недостаточного количества участников для принятия решения.
В отказе говорилось, что заседание будет проведено после формирования нового состава комиссии. Однако отказ на основании такого аргумента не предусмотрен ни Земельным кодексом, ни Правилами.
Другой пример: 38 гражданам отказали в предоставлении государственных услуг, при этом в ответах была указана фраза «Сізге рұқсат берілмейді» (Вам отказано), без объяснения причин отказа.
Закон требует, чтобы причины отказа были указаны точно, чтобы заявители могли понять, почему им отказали, и при необходимости исправить ошибки или оспорить отказ.
Плановые проверки в различных государственных органах также привели к восстановлению прав ещё 40 граждан.
Например, 19 человек получили отказ в выдаче сертификата специалиста в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения из-за якобы отсутствующей формы сведений, указанной в Правилах.
Однако эта форма предоставляется автоматически при подаче заявления через электронную систему, и отказ был технически неправильным. Проверки помогли восстановить права заявителей и исправить ошибку в процедуре.
Внеплановые проверки являются важным инструментом для быстрого реагирования на жалобы и проблемы, которые не были учтены в рамках стандартных процедур.
В ходе таких проверок было восстановлено 18 прав граждан, столкнувшихся с несправедливыми отказами или нарушениями сроков.
В частности, на начальном этапе сдачи документов, работник ЦОНа отказал гражданину в их приёме, неправомерно требуя дополнительные сведения, которые не требуются правилами.
В результате услугополучателю было незаконно отказано в услуге.
Ещё один пример: заявление на изменение целевого назначения земельного участка за пределами населённого пункта было рассмотрено отделом архитектуры и градостроительства.
При этом согласно действующему законодательству, данный вопрос входит в компетенцию уполномоченного органа в сфере земельных отношений.
Согласно Закона «О государственных услуг», государственные органы могут отказывать в оказании государственных услуг только по основаниям, предусмотренными законодательством. В противном случае такие отказы нарушают права граждан и создают препятствия в получении услуг.
Приоритетной задачей Агентства по делам государственной службы является восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан. Для этого мы активно ведем работу в проактивном формате, не дожидаясь жалоб со стороны граждан.
Каждое восстановленное право - это шаг на пути к созданию «человекоцентричной» системы предоставления услуг, где важнейшими принципами является уважение к правам граждан, доступность, прозрачность и оперативность.