«Быть только учителем!»

Совсем недавно не стало Николая Федоровича Горбаня, думаю, его история становления как педагога, которая началась еще в раннем детстве, достойна быть рассказана именно ко Дню учителя.


«Родился 1 января 1940 года в селе Кзыл-Жар. Получив образование, поступил учиться в Костанайский педагогический институт, в дальнейшем в Свердловский институт по специальности учитель математики». Вот так вот в одном предложении в биографической справке описывается его становление как Учителя. Но не могло быть все так просто? Действительно, не было! В наших беседах он не раз рассказывал свою историю без прикрас…
Еще в раннем детстве он твердо решил, что будет учителем и только учителем. О других профессиях и слышать не хотел! Даже когда с друзьями во дворе играли в школу, он должен был быть учителем, а если его на эту «роль» не назначили, то он в слезах удалялся восвояси… Когда пришла пора стать школьником, тяга к учительскому делу только усилилась. Проявлялось это в общественной работе со сверстниками и младшими ребятами, где он показывал уникальные организаторские способности. Чтобы получать знания, приходилось пешком ходить в соседнее село – в Асенкритовку, а то бывало и по несколько раз в день! Сначала на свои уроки, потом на факультативы с октябрятами. Стоит ли говорить о том, что годы то были послевоенные, тяжелые, и преодолевать этот путь ему приходилось босиком… А зимой по пути можно было и волка повстречать! Всю дорогу он жег излучины, чтобы отпугивать кровожадных хищников. Николай Федорович не кривил душою, когда вспоминал эти маршруты, повторяя, что его жизнь несколько раз могла оборваться самым печальным образом… Заканчивая школьное звено в Асенкритовке с отличием, Николай Федорович решил поступать в педагогическое училище в Рудном. Конкурс на место был колоссальный, но отличников допускали к занятиям без вступительного экзамена. Вот только загвоздка была… На поступление прибыло столько отличников, что даже среди них решили проводить конкурс – на написание диктанта. Кто напишет лучше, тот и станет студентом. В своем знании грамматики Николай Горбань ничуть не сомневался, каково же было удивление и разочарование, когда в итоговом списке студентов он не нашел своей фамилии. «Двойка» - такова была оценка за диктант… Как? Почему? Должно быть ошибка? «Ну, никак не мог я написать на двойку, ну четыре – куда ни шло! Но двойка???» На требование показать работу Николай Горбань получил твердый отказ. «Получил два – смирись и езжай домой!» - таков был ответ приемной комиссии. Спасать ситуацию взялась женщина, которая работала в училище в скромной должности, то ли гардеробщицы, то ли вахтера в общежитии. Благодаря ее напору договориться о пересдаче удалось, но тут уж Иван Федорович пошел на принцип – собрал вещи и уехал домой. Да, он был такой человек, с принципиальной позицией. Справедливость должна торжествовать непременно. Но справедливость эта обязана строиться на правде, а не на кривде! Вернувшись домой, Николай Горбань закончил школу в райцентре и уже потом стал полноценным студентом Костанайского педагогического института, где и воплотил свою самую заветную мечту – стал Учителем. А каким Учителем он стал, все мы прекрасно знаем!
Вот такую историю мне удалось сохранить в своей памяти. Надеюсь, неточностей в ней мало и она станет прекрасным примером для подрастающего поколения, как необходимо стремиться к своей цели. Хочется лишь добавить, что земляки помнят Вас, дорогой Николай Федорович, таким, каким вы были: открытым, честным, добрым и отзывчивым человеком! От меня лично спасибо вам за наши встречи, беседы и всегда искренние добрые слова.


 
Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане