- Подробности
-
Категория: Последний номер
-
Создано 12.11.2020 11:18
-
Автор: Super User
-
Просмотров: 661
В конце 2018 года в СМИ опубликована информация о том, что трое последователей международной террористической организации ДАИШ создали преступную группу и готовились к теракту в Жезказгане. Их действия были пресечены КНБ Казахстана.
Сегодня КНБ приоткрывает завесу тайны этого дела. Имена участников изменены, поскольку почти все они пересмотрели свои религиозные взгляды, признали их ошибочность и раскаялись в своих деяниях.
Будущий руководитель террористической группы Ерлан Куандыков по совокупности семейных обстоятельств бросил ВУЗ на втором курсе и перебивался случайными заработками в «Южной столице». После очередного увольнения приехал в «поисках себя» в родной поселок в Жамбылской области, где и попал под религиозное влияние своего друга – сторонника сомнительного вероучения – псевдо-салафизм. Далее Куандыков стал активно изучать религию. Однако, информацию он черпал не от имамов и не из официальных сайтов мусульманского духовенства, а на страницах соцсетей, содержащих материалы радикального и экстремистского характера. На фоне радикальной интернет-пропаганды начал фанатично поддерживать запрещенную в Казахстане международную террористическую организацию «ДАИШ». Мечтал стать «шахидом», воюя против «врагов мусульман». Но финансовых возможностей выехать в Сирию у Куандыкова не было. Однако во что бы то ни стало он решил создать группу единоверцев для нападений в Жезказгане. Объектами агитации стали юноши города. У лидеров группы, которыми также стали Акмолов и Асенов, имелись корыстные мотивы – каждого новоявленного участника банды они рассматривали как источник финансирования своих планов. Под предлогом покупки оружия они склоняли молодых единоверцев к получению потребительских кредитов.
В тот период Комитет национальной безопасности вел параллельную разработку другой террористической группы, участники которой были задержаны в Жезказгане и близлежащем Сатпаеве. Группа Куандыкова данную новость восприняла как личное оскорбление. Решимость земляков воодушевила их и укрепила намерения по совершению теракта. После недолгих раздумий, злоумышленники решили в первую очередь устранить сотрудников полиции, лишив таким образом жителей города защиты, а затем уже организовать атаки против мирных граждан.
Куандыков собрал своих единоверцев и хладнокровно заявил, что убийство полицейских планирует совершить лично. Другим участникам группы он довел, что определит им второстепенные роли. Решимость Куандыкова смутила Акмолова, в связи с чем он неожиданно для всех отказался от участия в преступлении, хотя продолжил представлять свою квартиру для проведения сборов «жамагата».
Очередная встреча проходила под жестким давлением Куандыкова на участников группы. Лидер, в силу импульсивного характера, был раздражен пассивностью других членов и трусостью Акмолова. Куандыков призывал скорее приступить к реализации планов по нападению на полицейских.
Преступная активность группировки не осталась не замеченной сотрудниками Комитета национальной безопасности, которые фиксировали их действия, собирая обширную доказательную базу причастности объектов к преступлению. Принимая во внимание реальную угрозу совершения теракта, спецслужбы не стали ожидать закуп подозреваемыми оружия, поскольку в этом случае был высоким риск выпустить ситуацию из под контроля.
Учитывалось и то, что члены группировки могли совершить теракт без использования оружия, с помощью подручных средств и даже автомобилей, например, как при совершении террористами атак на улицах Ниццы в 2016 году, Лондона и Стокгольма в 2017 году.
23 ноября 2018 года спецслужбы произвели задержание 5 членов группировки. Собранных доказательств оказалось достаточно, чтобы квалифицировать их действия как преступления террористического характера. По совокупности тяжести совершенного преступления Ерлан Куандыков был приговорен к 12 годам лишения свободы, его пособники Берик Асенов к 9, а Жакен Акмолов к 6 годам тюрьмы.
В ходе следствия и суда все задержанные фигуранты дела полностью признали свою вину и раскаялись в совершении преступлений. Но сделанного не вернешь, за поступки надо отвечать. Дома у еще не успевших пожить молодых людей остались с клеймом позора убитые горем родители, а также жены и дети.