«Цена ошибки в оказании госуслуги велика»

b_600_290_16777215_00_images_images_2019_38_38-2019_15.jpgДеятельность государственных органов сегодня как никогда подвергнута критической оценке со стороны населения. И качество оказания государственных услуг является одним из индикаторов, из которого эта оценка складывается. Об этом мы побеседовали с главным инспектором по контролю за качеством оказания госуслуг Службы контроля аппарата акима района Евгенией Венгловской.


- Евгения Брониславовна, давайте начнем с определения. Что такое государственная услуга?
- Я думаю, название говорит само за себя. Государственные услуги – это те виды услуг, которые граждане Казахстана, в том числе и жители района Б. Майлина, могут получить в государственных органах. Самой первой государственной услугой для каждого из нас является получение свидетельства о рождении, получение специальных социальных пособий; по мере взросления гражданин получает документы, удостоверяющие личность; получает образование и медицинское обслуживание; при ведении предпринимательской деятельности получает разрешительные документы и так далее. На первый взгляд это совсем очевидные и простые вещи, но на самом деле за ними кроется кропотливая работа специалистов, которые должны быть компетентными профессионалами в своей области.
- И какова же цена ошибки?
- Цена ошибки очень велика. Ведь это в первую очередь подрывает имидж государства в глазах рядовых граждан. С другой стороны, те специалисты, которые непосредственно оказывают услуги в государственных органах, несут персональную ответственность за свои ошибки. Так, за определенные виды услуг помимо дисциплинарного наказания предусмотрены внушительные административные штрафы. Кроме того, с текущего года в должностных инструкциях руководителей отделов также появился пункт о персональной ответственности.
Каждый государственный служащий должен осознавать, что гражданин полностью зависит от деятельности государства, и государство, в свою очередь, должно обеспечить его необходимыми условиями для полноценной жизни, в том числе и в части качественного оказания государственных услуг. И чем больше проблем в этой сфере у граждан возникает - тем больше недовольства проявляется в отношении государства.
- Сколько услуг оказывают местные государственные органы района, и какая из них самая востребованная?
- На сегодняшний день государственные органы района Б. Майлина оказывают в общей сложности более 80 услуг. И если брать в разрезе услугодателей, то самая большая нагрузка лежит на таких структурах, как Отдел занятости и социальных программ и Отдел образования, также в этом году кардинально увеличилось количество госуслуг в Отделе земельных отношений. Ну а потребность общества в той или иной услуге связана с естественными процессами и преобразованиями в государстве, новыми государственными программами и инициативами. Так, в этом году в связи с изменениями в назначении Адресной социальной помощи большой поток обращений поступает в органы социального обеспечения, в последний месяц лета – в учреждения образования. Если опять-таки говорить о вопросах земельных отношений, то люди сейчас очень активно берут земли под строительство, обращаются за предоставлением угодий для ведения хозяйственной деятельности. В целом же, в государственных органах не бывает как такового затишья в плане востребованности услуг со стороны населения.
- Насколько сегодня актуально оказание государственных услуг в электронном виде?
- Программа «Цифровой Казахстан» дала очень большой толчок к тому, чтобы минимизировать количество государственных услуг, оказанных в традиционном виде, которые не исключают прямого контакта услугополучателя и услугодателя. Как вы понимаете, это непосредственно сказывается на уменьшении рисков коррупционных правонарушений.
В связи с этим «Электронное правительство» должно повысить производительность и эффективность работы госслужащих. Но в то же время, мы обязаны понимать, что все реформы и нововведения не дадут эффекта, если общество не будет готово изменить свое отношение к ним. Люди уже не хотят простаивать километровые очереди в душных и тесных госорганах, собирать сотни справок и документов для получения других справок, и как следствие, искать способы «решить» проблему по-быстрому, пусть и не по закону. Электронные госуслуги – это один из способов найти выход из положения, искоренить коррупцию в государственном аппарате.
- И все-таки насколько наше сообщество, я имею ввиду район Б. Майлина, готово к полному переходу на электронные госуслуги? Есть ли какой-либо прогноз?
- Точных сроков, как вы понимаете, я озвучить не могу, и, наверное, никто сегодня в Казахстане этого сделать не в состоянии. Слишком много факторов необходимо учесть. Но, исходя из анализа, который проводит наш отдел, думаю, мы придем к этому в обозримом будущем. Вот, посудите, если буквально пару лет назад количество госуслуг, оказанных в электронном виде в нашем регионе, находилось на отметке в 40%, то сегодня мы легко достигаем показателя в 90%. При этом отмечу, что сегодня население уже понимает, насколько удобнее заказать ту или иную справку на портале электронного правительства, нежели обращаться за ней в ЦОН в районном центре. Наиболее актуально это для жителей отдаленных регионов, где в сельских акиматах сегодня в свободном доступе присутствуют пункты самообслуживания, что экономит и время и финансы услугополучателей. В этой связи, рассмотрение возможности максимального сокращения сроков оказания государственных услуг в электронном формате, может стать серьезной мотивацией для их популяризации среди населения.
Правда, не могу не сказать о проблемах, без которых не обходится... Дело в том, что в отдаленных селах еще актуальна проблема низкого качества интернета, но думаю, это тоже вопрос времени.
- Спасибо за беседу.


Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане