В тихой глади Аята – история народа

b_600_290_16777215_00_images_images_2018_7_7-2018-88.jpgСтарое кладбище на холме берега р. Аят - все, что осталось от аула им. Куйбышева, Родины моих предков. Красивое место в 8 километрах от нашего села. Эти места уже давно облюбовали городские жители для культурного отдыха на природе. Никто из них даже и не знает, что под гладью воды покоится аул №11, или позднее его переименуют в аул имени Куйбышева.

 

Из архивных данных стало известно, что 20 февраля 1932 года Елизаветинский сельский исполнительный комитет вошел в состав Семиозерного района Актюбинской области, а 29 декабря 1935 года из западной части Семиозерного района образован Тарановский район. Из фондов Лисаковского филиала государственного архива Кустанайской области я узнаю, что 29 июля 1936 года из 14-ти районов Актюбинской области образована Кустанайская область, в состав которой вошел и Тарановский район. Таким образом, Елизаветинский сельский исполнительный комитет вошел в состав Тарановского района Кустанайской области. Из этого же фонда мне стало известно, что на основании решения Тарановского райисполкома № 67 п.е. от 11 марта 1961 года «О реорганизации сельских Советов трудящихся и изменении их границ» в связи с реорганизацией колхозов и изменением границ землепользования вновь созданных совхозов Елизаветинский сельский Совет был реорганизован в Тарановский сельский Совет с центром в п.Майском. В состав сельсовета вошли следующие населенные пункты: п.Майский, Приреченский, Набережный, Елизаветинка, аул им. Куйбышева, Мостопоезд, железнодорожные казармы № 338, 345, 349 км. ж\д.

Теперь я могу только предполагать, когда образовался аул, когда первые казахи поселились на этом благоприятном для ведения хозяйства месте. Земли было вокруг много, в то время наши предки не возделывали землю, а использовали ее для пастбищ. Это уже потом, в начале прошлого века, когда рядом организовали колхоз «Новый Быт», крестьяне, земледельцы, начали совместно с жителями аула обрабатывать землю. Засевать зерновой культурой, ведь в то время хлеб и мясо были главными продуктами людей. Люди не были богатыми, но бедными их тоже назвать нельзя было по тем меркам. Если в семье есть коровы, лошади, овцы - эта семья уже считалось зажиточной или байской. Жили в землянках, юртах. В каждой семье по 8-10 детей. Болезни и смерть были частыми гостями аула. Не было простых лекарственных средств, дети в основном умирали от дизентерии и температуры. Люди были малограмотные, но трудолюбивые и добрые. Двери каждого дома не запирались никогда, земляки всем аулом радовались, горе тоже было общее.

Первое упоминание об ауле я нашла в архивных источниках. Это была запись в похозяйственной книге 1935 г. и, начиная с этого времени, аул им. Куйбышева стал входить в состав колхоза «Новый Быт». С того года все жители аула стали именоваться членами колхоза «Куйбышев». Но до этого им пришлось пережить страшные времена, гражданскую войну, голод. Судя по шежире, составленному моим родственником доктором медицинских наук, профессором медицинского Алма-атинского университета Альбековым Саином Сакановичем, можно с точностью сказать, общий предок семьи Курганбаевых и Альбековых - Бүланбай родился в ауле Куйбышеве. Или как называли его до переименования - 11 ауле. Конечно, точное название поселения в то время нам уже не узнать, так как все родившиеся до 1923 года люди скончались. В силу своей неграмотности никто не делал никаких записей, дату рождения и смерти помнили по событиям, произошедшим в данное время. К примеру, сын спрашивал у своего отца о времени своего рождения, ответ был вполне убедительным для того времени – когда ожеребилась белая кобыла, или волки в тот год задрали стадо овец. Но никто не был против такого ответа, это было и неважно. Как я уже говорила, население аула было малограмотным, но не отсталым. Люди, которые жили в ауле, не спустились с неба, они перекочевали с других мест, видели другую культуру, знали своих предков, обладали чудесными навыками национального прикладного искусства. Красиво украшали свое жилище самоткаными коврами, одежда была в национальном стиле. Если смотреть на ковры той эпохи, можно увидеть даты и имена, которые также означали знаменательные события семьи.

С приходом советской власти жизнь казахов изменилась кардинально. Некогда малограмотные аульские жители стали стремиться к образованию своих детей, охотно вступали в ряды партии, лучшие были выбраны в народные депутаты. Председателем был назначен Есетов Капан. Под его председательством жизнь в ауле закипела, появилось местное самоуправление, раз в неделю приезжал фельдшер из соседнего села. Взрослые и дети получали медицинскую помощь или просто консультацию. Жители аула стали узнавать о жизни в стране, перемены были видны повсюду, советская власть пришла во все уголки нашей великой родины. Перечитывая архивные данные, протоколы собрания, я точно очутилась там, среди этих людей, доверившихся партии и местному самоуправлению.

Число жителей на начало 1935 года составляло 360 человек. И, начиная с этого года, жители уже колхоза им. Куйбышева начали осваивать наряду с животноводством и земледелие. Открылся местный магазин. Действовал он на дому у одного из колхозников, звали его Кужамбетов Хайдар. Открыли школу для казахских детей, в школе учились до 4 класса. Учителем назначили Есетова Мухтара, приезжего учителя из Оренбургской волости. Проработав в ауле недолго, он заболел и уехал. Но местные депутаты вышли из положения и пригласили учительницу из села Елизаветинка Баландину Нину Федоровну. Школа в ауле была не пригодна для занятий, это был полуразвалившаяся мазаная землянка. Тогда на собрании местных депутатов было решено отправлять детей учиться в Елизаветинку. Пришли в первый класс дети, незнающие ни одного русского слова, возрастом они были 11-12 лет. Понять друг друга было невозможно, но все-таки мало-помалу дети учили русский язык. Нина Федоровна училась у детей их родному казахскому языку. Время было тяжелое, печь в школе топили соломой, но дети стремились к знаниям. Расстояние между селом и колхозом было три километра, каждый день приходилось ученикам преодолевать это расстояние. Но учились все дети в основном зимой, начиная с весны и до осени ребята наравне со взрослыми трудились в поле. Дружба завязалась между казахскими и русскими детьми, русские выучили казахский язык, казахи овладели русским. Время было нелегкое, но люди не были озлобленными, делились последним куском хлеба, перешивали старенькие вещи, валяли валенки. Русские научили казахов земледелию, казахи внесли свою культуру в быт сельчан.

Все, что я рассказала, это всего лишь частичка истории забытого всеми аула, людей, которые трудились и жили на этой земле. Не осталось и следа от некогда шумного поселения, в 1964 году река Аят полностью скрыла следы аула им.Куйбышева. Только старый погост стоит нетронутым, как напоминание потомкам о славных людях того времени.

После постройки Каратомарского водохранилища были затоплены аул Куйбышев и село Елизаветинка. Парни из аула, которые ушли в армию с аула, пришли через три года уже в новый поселок Набережный.

С болью в душе я слушала воспоминания старейших жителей тех забытых сел. И сами рассказчики с волнением и со слезами вспоминали события тех лет. Частичка их души осталась там, на берегах светлой как хрусталь речушки, в которой поили животных, стирали белье, купались и собирали разноцветные камушки.

Знать нашу историю, изучать ее - стало долгом, который мы можем отдать своим землякам, родственникам. Долг людям, которые жили на этой земле, землякам, которых нет с нами. Молодому поколению, которое еще только входит в этот мир. Мир, полный истории, слез и радостей, рождений и смертей. Покинутая, но не забытая моя малая Родина, Родина героев, Родина нашей истории.

 


Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане